вторник, 31 октября 2017 г.

доклад
Занятия художественным словом, (сл.1)
как средство для формирования и развития личности ребенка.

(сл.2)«Художественное слово – зеркало
 индивидуально – авторского
 отношения к действительности,
 особенно восприятия окружающего мира».


Художественное слово в широком смысле – это умение красиво, выразительно говорить, не только литературные произведения, но и умение правильно, эмоционально, грамотно строить свою речь.
Хочу представить вам мой опыт работы, который является составляющей частью в создании единого образовательного, воспитательного, развивающего пространства нашего учреждения.
Передо мной стоит задача подготовки многогранной личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, в нашем учреждении эта задача стоит особенно остро.
(сл.3)Давайте вспомним, что же такое художественное слово? Мы его рассматриваем как:

(с.4)Формируя у наших детей:
•нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм)
•нравственный облик (терпение, милосердие, незлобивость),
•нравственную позицию (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний)
(сл.5)Основной целью занятий с воспитанниками ставлю следующую: Через освоение художественного слова, как искусства, развивать личностные качества ребенка, способствующие успешной социализации.


Основные задачи выделяю следующие:
Ø    Воспитывать любовь, интерес к художественному слову, нравственно – эстетическое отношение к произведениям   литературы.
Ø    Развивать «чувство языка», навыки культуры речевого общения как части воспитания культуры речи.
Ø    Создать условия для развития творческой активности детей, фантазии и воображения.
Ø    Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру   речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Ø    Способствовать развитию ассоциативного и образного мышления.
Ø    Развивать внимание и память.
Ø     Способствовать эмоциональному раскрепощению детей.

Функции по занятиям художественным словом:
v Информационная
v Коммуникативная
v Эстетическая
v Развивающая
v Формирующая образное мышление, образные представления
v Интегрирующая.

(с.6)Программа занятий в детском объединении  разделена на два учебных года.  На занятиях изучаем следующие разделы:
Ø Художественное чтение как вид исполнительского искусства
Ø Логика и естественное произношение
Ø Выразительные возможности и средства художественного слова
Ø Литературный художественный прием
Ø Последовательность анализа произведения
 В своей работе я применяю следующие методы и приемы:
·        Словесные – объяснения педагога
·        Наглядные – использование наглядных пособий иллюстраций и т.п.
·        Практические – показ алгоритма действий, использование игровых приемов.
А так же мы используем следующие формы работы:
§  Культпоходы в театры
§  Концерты, инсценировки, праздники на различных уровнях.
§  Фестивали, спектакли с участием групп
§  Праздничное оформление учреждения с воспитанниками
(сл.7)Методическое обеспечение:
Ø Сборники стихов, книги, печатный материал
Ø Наглядно – иллюстративный материал
Ø Костюмы и атрибутика
Ø Карточки с обучающими заданиями
Ø Аудио и видео аппаратуру
Ø Мультимедийное  оборудование

(сл.8)Ожидаемые результаты:
В процессе художественной   деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей, таких как:  гибкость и быстрота мышления, творческое воображение,  способность генерировать идеи, интуиция, любознательность, наблюдательность и т.д.

Формирование культуры речи, которое как многоаспекное явление, дает главный результат: умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств  в процессе общения. 
Специфической особенностью художественной деятельности, а именно к ней относится наша деятельность, является то, что она обращена ко всей личности. Таким образом, воздействуя, формируя и развивая следующие личностные качества:
Волевые:
 дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, инициативность, решительность.
Духовно-нравственные:
Освоение гуманитарных ценностей, формирование нравственных чувств (долга, совести, патриотизма, гражданственности)
Нравственной позиции  
Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Процесс работы
Давайте рассмотрим наши занятия с точки зрения средства, инструмента дающего возможность личностного развития воспитанников.
 (сл.9)Модель процесса обучения.
Комментирую слайд.
Ставим цель, основная нагрузка на педагоге, происходит взаимодействие двух субъектов, благодаря чему получаем результат.
И сейчас я хочу предложить вашему вниманию один из приемов  который,  использую в работе, мне представляется эта часть занятия наиболее занимательной, живой, дети с неизменным удовольствием выполняют эти задания. А вам, уважаемые коллеги,  позволит немного переключиться.
 Всем вам, конечно, известно  о взаимосвязи  двигательных и речевых центров коры головного мозга и о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи.  Пальчиковый  игротрениг позволяет успешнее осваивать специальные знания, умения, навыки благодаря эмоциональному восприятию материала, активизации творческого и художественного мышления, установлению положительного эмоционального контакта. Предлагаю  несколько упражнений пальчиковой гимнастики. 
Упражнения:  «Солнце» №6, «Ежики» №12, «Сердитый гусь» №10.
В работе мы используем скороговорки, а  поскольку моя основная специальность музыка, я применяю музыкальные скороговорки, так как  задачи во многом схожи с вокальными – это и постановка дыхания, звуковая культура, интонационный строй, а  музыка помогает решить поставленные задачи  эффективнее.
Показ музыкальных скороговорок.
«Ча-ча-ча», «Швед – шахматист», «Жаба и жалюзи».
Слайд 10. Результативность.
IV Международный конкурс художественного творчества детей «Доброта и Милосердие».
Фестиваль традиционных культур «Дружбы хоровод». Диплом II степени
XXIII Городской фестиваль художественного творчества «Созвездие». Номинация «Театр.  Художественное слово» Диплом I степени
Фестиваль детского творчества «В кругу друзей». Дипломанты
Конкурс чтецов и поэтов слова «900 дней Ленинграда».
Слайд 11.
В заключении хочу отметить следующее:  человеческий мозг устроен так, что лучше воспринимает информацию через  художественные образы, нежели через научные выкладки, поэтому мы имеем по - истине неограниченные  возможности для формирования и  развития многогранной  личности наших детей в таком разнообразном, многоплановом пространстве творческих объединений нашего Центра.
Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности». И если мне удалось посеять в сердцах моих воспитанников «крупинки человечности», то это будет лучшей наградой. Спасибо за внимание и до новых встреч!


Комментариев нет:

Отправить комментарий